You are here: Home > Психология человека > Развивайте свою память

Развивайте свою память

Память — это способность материи, мозговой ткани накапливать и хранить информацию. Причем плотность накопления этой информации в мозге неизмеримо больше, чем в самых современных вычислительных машинах. Это — общемозговая функция, в осуществлении которой участвуют все отделы мозга. Она тесно связана с анализаторами и соответствующими им центрами в мозге. Изо­лированного центра памяти в мозге нет.

Наличие памяти является необходимым условием на­копления и использования опыта. Это одно из важнейших свойств психики, на которое опирается любая форма деятельности. Без памяти умственное развитие человека ос­тавалось бы на уровне развития новорожденного. Без памяти нельзя учиться, нельзя работать. Очень многие та­лантливые люди обладали замечательной памятью. Осно­ватель персидской монархии Кир помнил имена всех воинов своего многотысячного войска. Н. А. Некрасов знал наизусть все свои стихотворения, а их у него более 2 тыс.

Иногда удивительная память выступает диссонансом па фоне умственной отсталости. Например, двое амери­канских близнецов помнили, на какой день недели при­ходилось любое число любого года, тем не менее они не могли осилить программу общеобразовательной школы и приобрести себе какую-нибудь профессию.

В то же время слабая память не мешала некоторым людям добиваться выдающихся успехов в области науки. В частности, Эйнштейн писал в автобиографии, что па­мять у него была плохая и он мало был приспособлен к заучиванию.

Различают память двигательную, эмоциональную, сло­весную, или смысловую, и образную. Можно говорить еще о таких типах памяти, как зрительная, слуховая, двига­тельная. Обращаясь к методике психической саморегуля­ции с целью улучшения памяти, следует разобраться в том, какой вид памяти вы хотите развить, какой ее про­цесс усовершенствовать. Готовясь к экзаменам, человек стремится к быстрому запоминанию большого количества сведений на короткое время и поэтому включает в работу механизмы кратковременной памяти; изучая иностран­ный язык для постоянного применения, использует долго­временную память; стихотворение запоминает механически, а философию постигает, прибегая к осмысленному запоминанию. Спортсмен, разучивая какое-либо упражне­ние, нуждается в улучшении двигательной памяти, а шо­фер стремится к усилению памяти зрительной.

При любых обстоятельствах умение концентрировать внимание на изучаемом вопросе будет способствовать луч­шему усвоению материала. Поэтому, нагружая тот или иной механизм памяти, следует использовать и формулы самовнушения, отражающие конкретные потребности: «Я концентрирую свое внимание на смысле изучаемого материала», «Я внимательно слежу за смыслом», «Я тща­тельно запоминаю смысл прочитанного».

Особенностью памяти является более легкое закрепле­ние материала, представляющего интерес для человека. Следовательно, нужно настроить себя на важность запо­минания конкретных сведений, на повышение интереса к ним, укрепить желание запомнить и понять сущность изучаемого вопроса: «Я очень хочу запомнить смысл ма­териала», «Изучаемые сведения очень нужны мне», «Я должен помнить эти данные». И конечно же, можно пользоваться формулами, которые отражают общее со­стояние памяти: «Я обладаю хорошей памятью», «Моя намять становится все лучше и лучше», «Чем больше я учусь, тем крепче моя память», «Память укрепляется в процессе учебы».

Нужно помнить также, что процесс запоминания осу­ществляется значительно эффективнее неутомленным, от­дохнувшим мозгом. Поэтому перед началом занятий, а также в перерывах следует пользоваться формулами от­дыха: «Я отдыхаю», «Отдыхает мой мозг», «Отдыхает нервная система», «Повышается умственная работоспо­собность», «После короткого отдыха я легче воспринимаю материал», «Мой мозг отдохнул», «Теперь я легко запо­минаю материал».

Само собой разумеется, что во время заучивания нужно быть спокойным, сосредоточенным.

Leave a Reply