You are here: Home > Психология человека > Как добиться саморегуляции путем самовнушения

Как добиться саморегуляции путем самовнушения

Теперь, когда мы уже научились вызывать в своем организме нужные нам изменения, научились управлять функциями, которые раньше были неуправляемыми, пора подумать о практическом применении приобретенных на­выков.

В качестве примера приведем лишь несколько наиболее типичных ситуаций, при которых психическая саморегуля­ция может оказаться полезной для выработки и укрепле­ния положительных качеств и умений, а также для уст­ранения отрицательных и даже болезненных проявлений. В дальнейшем же перед каждым человеком открыто широкое поле деятельности как для усовершенствования освоенных приемов, так и для освоения новых, направ­ленных на воздействие на другие функции и свойства организма.

Будьте внимательны

Наверное многие бы могли вспомнить случаи, когда, читая книгу, даже самую интересную, они вдруг обнару­живают, что смысл последних страниц совершенно поте­рялся. Человек пробегал глазами строки, а мысли его были где-то далеко. Это явление наблюдается еще чаще, когда мы читаем специальную литературу, учим уроки и т. д. Такое чтение требует большого напряжения вни­мания. Не все люди одинаково внимательны от природы.

Но можно научиться концентрировать внимание и от­ключаться от посторонних раздражителей. И лучшим методом обучения этому является психическая саморегу­ляция.

Для развития целенаправленного внимания, умении переключать его с одного предмета на другой можно использовать следующий прием. После отработки формул общей части необходимо сконцентрировать свое внимание сначала на одной руке, вызывая в ней ощущение пульсации всех пальцев, а затем каждого в отдельности. При этом круг внимания будет суживаться, то есть концентри­роваться, а именно это нам и нужно. Переключение вни­мания должно сопровождаться соответствующими фор­мулами: «Я концентрирую свое внимание на пальцах правой руки», «Пальцы правой руки пульсируют», «Я концентрирую свое внимание на первом (большом) пальце правой кисти», «Пульсирует только первый палец»! «Я переключаю свое внимание на второй (указательный) палец», «Пульсирует только второй палец», «Я переклю­чаю свое внимание на третий (средний) палец», «Пульси­рует только третий палец». И так внимание переключается на все пальцы одной руки, затем другой, обеих ног по очереди.

После «проработки» пальцев одной конечности можно охватить своим вниманием опять все пальцы вместе! «Мое внимание охватывает все пальцы правой кисти», «Пальцы правой руки пульсируют». Научившись концен­трировать свое внимание на пальцах, можно переключаться на другие части тела, функционально менее очер­ченные.

Полезное влияние оказывает прямое мысленное самовнушение улучшения внимания. Его можно применять как во время занятий психической саморегуляцией, тай и при выполнении работы, требующей сосредоточения на чем-либо: «Все мое внимание сконцентрировано на выполняемой работе. Я внимательно слежу за приборами. Я спокоен и внимателен. С каждым днем я становлюсь внимательнее».

Научиться отключаться от посторонних раздражителей можно концентрацией своего внимания на любом другом объекте. Нельзя заставить себя не думать о чем-то опреде­ленном, ибо такое задание приведет к противоположному результату: вы будете думать только о том, о чем думать нельзя. Говорят, Юлий Цезарь мог выполнять сразу не­сколько дел, а значит, и держать в поле внимания не­сколько объектов. По-видимому, можно научиться и этому. Но, как правило, человек в центре внимания держит один предмет, а при необходимости контроля за несколь­кими предметами переключает внимание с одного на дру­гой. Так, например, водитель автомашины следит и за ка­чеством дороги, и за встречным транспортом, и за сигна­лами светофора и при этом управляет автомашиной. Все это происходит в один miзрение, бывает центральное и периферическое. Например, человек ясно видит предмет, на который на­правил свой взор, но в то же время воспринимает и те, что находятся в стороне, но их уже видит менее отчетливо. А для отвлечения мыслей от нежелательного вопроса нуж­но переключиться на другой, необходимый или отвлекаю­щий. Чтобы не думать о боли, надо думать о чем-то дру­гом. И чем концентрированнее будет мысль о другом, тем меньше будет ощущаться боль.

Leave a Reply