You are here: Home > Психология человека > Как обучиться самостоятельно саморегуляции (продолжение)

Как обучиться самостоятельно саморегуляции (продолжение)

Применяя метод подражания избранному герою, его можно создать из отдельных черт, присущих разным лю­дям. Например, желая чувствовать себя таким сильным, Василий Алексеев, не обязательно представлять себя таким же упитанным  Положительный эффект может принести и неожидан­ная по содержанию рекомендация врача, которая вдруг заставляет больного взглянуть на свои переживания с другой стороны. При лечении, например, от навязчивых страхов давно уже применяется метод произвольного вызывания страха. Больному, испытывающему боязнь за­крытого помещения. рекомендуют сознательно представить себе, что сейчас он войдет в закрытое помещение и у неги возникнет чувство страха. И это чувство действительно возникает. Затем больной объясняет сам себе, что он не вошел в закрытое помещение и его страх совершенно не обоснован. При этом он использует формулы самовнуше­ния: «Я успокаиваюсь. Я совершенно спокоен. Я смелый и решительный человек. Мне чуждо чувство страха» и другие формулы, приносящие наибольшее успокоение и уверенность. При этом достигается два основных поло­жительных качества: 1) чувство страха из непроизволь­ного становится произвольным (оно возникает по желанию), а следовательно теряет свою самостоятельность становится зависимым от воли человека; 2) человек приучает себя избавляться от чувства страха при помощи со ответствующих формул, следовательно, теперь становится управляемым не только его возникновение, но и исчезновение. В дальнейшем человек, входя в закрытое помеще­ние, внушает себе отсутствие страха, чувство уверенности и спокойствия и избавляется от непроизвольного, не­управляемого страха.

В литературе приводятся примеры, когда под влиянием занятий аутогенной тренировкой люди добивались значи­тельных изменений в работе отдельных органов. Так, один врач мог произвольно изменять частоту сердцебиений! в пределах 46—144 уд. в 1 мин. В Болгарии есть так на­зываемые огнеходцы, исполняющие обрядные танцы на раскаленных углях.

Есть ли предел возможностей психической саморегуля­ции? Очевидно есть, но наша задача не сводится к его достижению. Как мы уже знаем, йоги, пользуясь тем же методом, достигают огромных успехов: могут ходить бо­сиком по раскаленному докрасна металлу, пить концен­трированную кислоту, на продолжительное время значи­тельно замедлять работу сердца и других жизненно важных органов. Все это нам не нужно, а вот научиться чувствовать себя всегда здоровыми и бодрыми, сосредо­точивать свое внимание на определенном предмете, соз­давать необходимое настроение очень полезно.

Механизм обучения приемам психической саморегуля­ции может быть объяснен образованием временных свя­зей в коре большого мозга между мысленно произноси­мым словом и реальным его отражением в ощущениях или представлениях, то есть это механизм выработки условного рефлекса. Бессмысленное повторение слои, означающих то или иное ощущение, не дает никакого эффекта лицам, не освоившим методику психической само­регуляции. Для того чтобы организм научился выполнять словесные приказы, нужно, чтобы в период обучения слова либо падали на уже возникшее ощущение, либо па яркое представление его в мозге.

Еще И. П. Павловым была доказана возможность из­менения функции любого органа соответствующим услов­ным сигналом. Этим сигналом при аутогенной тренировке является слово на фоне расслабления мышц и покоя, повышающих внушаемость. При этом удается вызывать ощущение тепла и холода, перестраивать работу сердца и других внутренних органов, успокаивать нервную систему и вызывать возбуждение, необходимое для наиболее эффек­тивной деятельности. Все это позволяет произвольно управ­лять функциями организма, но своей природе управля­емыми непроизвольно, а следовательно сознательно руко­водить состоянием своего организма. Человек, владеющий методикой психической саморегуляции, может создавать себе настроение, экономно расходовать энергию, активно мобилизовать свои функциональные резервы в случае необходимости активной физической и умственной работы  Кроме того, этот метод позволяет вырабатывать у себе нужные характерологические качества: трудолюбие, добро­совестность, усердие, смелость, решительность; устранят! нежелательные  черты  характера — трусость   неуверен­ность в себе, лень и т. д.

Некоторые люди отказываются заниматься психиче­ской саморегуляцией, ссылаясь на недостаток времени усталость. Именно в таких случаях и нужно занятие»; этим методом. Научившись управлять собой, можно более рационально затрачивать время и быстрее восстанавли­вать работоспособность.

Когда  же, в какое время лучше всего   заниматься психической саморегуляцией? Очень удобным временем для самостоятельного проведения этих занятий является послеобеденный период на работе, именно послеобеден­ный, а не обеденный. Если бы человек воспользовался послеобеденным состоянием сонливости, а следовательно; и повышенной внушаемости, и внушил  себе, что он за ближайшие  10—20 мин   (количество  минут  уменыпа-1 лось бы с опытом) восстановит свою бодрость, работоспо­собность,  желание  трудиться,  то,  несомненно, в остав­шееся время приносил бы намного больше пользы.

Для обучения формулам психической саморегуляцш с врачом  пригодно любое время дня. Овладение  этим процессом оказывает лечебное воздействие на больных тренирующее на тех, кто желает воспитать в себе такие качества, как воля, мужество, храбрость и т. д. Обучаясь! расслаблять мышцы, мы добиваемся снижения напряжения  центральной нервной системы. Вызывая при помощи простейших формул тепло в теле,  способствуем расширению   сосудов и снижению   артериального   давления Разучивая приемы устранения  страха, человек избавляется от него и вырабатывает у себя смелость.

Прибегая к психической саморегуляции для лечения  обязательно нужно сначала посоветоваться с врачом, что­бы вместо пользы не нанести вред своему здоровью.

Например, используя метод психической саморегуляции при травме, больной обязательно будет концентрировать свое внимание на пострадавшем органе. Это, как известно, вызывает расширение сосудов в нем, а следовательно, и увеличивает кровотечение. Поэтому на протяжении первых 2—3 дней в области травмы следует вызывать чув­ство холода, а в дальнейшем тепла.

Принимая лекарство и витамины, назначенные врачом, следует подкреплять их свойство мысленным внушением себе действия, которое они оказывают. Точно так же не­обходимо поступать при проведении массажа, выполнении упражнений лечебной физкультуры и принятии физио­терапевтических процедур.

Читатели ждут четкого ответа на традиционный вопрос: за какое время можно научиться владеть собой? Ответить серьезно на этот вопрос трудно. Все зависит от способ­ностей. Не вообще от способностей, а от способностей к овладению методом. Опрос более 200 обучавшихся в воз­расте от 11 до 60 лет показал, что не освоивших совсем приемов психической саморегуляции на первом занятии оказалось  на втором — 1—2, на третьем — только 1. В нашей практике был случай, когда девушка-спортсмен­ка, добросовестно посетив 5 занятий, так ничему и не научилась. Тем не менее, я уверен, что при настойчивом продолжении занятий и она бы добилась успеха.

А в кинофильме «Индийские йоги. Кто они?» показана девушка, которая за 2 недели занятий научилась делать каталептический мост (лежать, опираясь на две точки затылок и пятки) и вызывать полную нечувствительность тола к боли. Умение вызывать у себя определенные ощу­щения появляется уже после первых занятий.

Чтобы приучить себя прибегать к помощи освоенных формул самовнушения в критической ситуации, в программу занятий  следует включить специальные  формулы «Я всегда помню о возможностях самовнушения»; «Критическая ситуация дает толчок самовнушению»; «Любая вспышка раздражения напоминает мне о формулах спокойствия»; «Я всегда действую спокойной рассудительно»!

Зная заранее о том, что вам предстоит нелегкая ситуация, неприятная встреча, раздражающий разговор, следует подготовиться   соответствующим образом,   внушите себе спокойствие, уверенность, рассудительность.

Татьяна Сергеевна готовилась к встрече с родственниками. Готовилась не без волнения. Они считали неправильным ее подход к воспитанию дочери. Обычно в очень жарких спорах утрачивалась истина, и, как все женщины, Татьяна Сергеевна прибегала к слезам. После таких бесед всегда болело сердце, кружилась голова, пропадали сон и аппетит. По совету врача она решила на этот раз отнестись к разговору спокойно: не раздражаться, па повышать голоса, не спорить. Такую уверенность ей должно дать сознание, что она воспитывает дочь правильной а родственники предъявляют претензии не от желания причинить вред или неприятность, а от непонимания сути дела. Следовательно, обижаться на них не следует, а нужно спокойно, терпеливо выслушать, в чем-то с ними согласиться, но не пытаться их переубеждать, чтобы не возникло спора. Так она и поступила. А по возвращении зияющая и довольная с восторгом сообщила, что она выдержала экзамен на отлично. Со стороны родственников все было, как и прежде, больше того — они особенно! «распекали» ее за то, что она относится к столь важном» деле с «постыдным» безразличием. Татьяна Сергеевна; воспринимала упреки спокойно, вела себя сдержанно. В дальнейшем родственники привыкли к ее спокойному? тону, и встречи стали проходить в теплой, дружественной обстановке.

One Response to “Как обучиться самостоятельно саморегуляции (продолжение)”

Leave a Reply