You are here: Home > Психология человека > Как обучиться самостоятельно саморегуляции

Как обучиться самостоятельно саморегуляции

Можно ли обучаться психической саморегуляции са­мостоятельно? Безусловно, можно, хотя эти занятия и будут базироваться на опыте других. И если вы при этом что-нибудь станете делать не так, как рекомендуется в каком-нибудь пособии, рассматривайте это не как ошибку или заблуждение, а как свой индивидуальный подход или импровизацию. Методом проб и ошибок вы и подберете себе самый лучший вариант обучения. Какой бы прием успокоения вы не избрали, он приведет вас к цели. Кроме того, осваивая любой метод самовнушения, вы повышаете степень своей самовнушаемости. Чем больше будете заниматься психической саморегуляцией, тем легче добьетесь цели, а следовательно будут возрастать и ваши запросы! Вот только начинать всегда нужно с простого и переходить ко все более и более сложному. И это не противоречит нашему совету пытаться осваивать сразу все формулы общей и частично специальной части методики. Именно таким способом вы лучше всего и определите, что для пас является простым, а что сложным.

При самостоятельных занятиях следует воспроизводить в памяти обстановку и ощущения, которые были на занятиях с врачом. Сами обучающиеся (имеются в виду больные, лечившиеся в клинике) замечали, что когда они приходят в зал, где проводятся занятия, им уже становится легче. В этом нет ничего удивительного. Действует все тот же условный рефлекс. В данном помещении проводились занятия, которые приводили к улучшению самочувствия. Но мозг лечащихся невольно зафиксировал окружающую обстановку. Образовалась условная связь хорошее самочувствие возникает в данной обстановке.! После нескольких подкреплений занятиями психической, саморегуляцией уже сама обстановка приводит к улучшению состояния.

Приступая к самостоятельному обучению, следует отчетливо представить себе план каждого проводимого занятия, очередность и последовательность используемых! формул самовнушения. При этом совершенно не обязательно заучивать их наизусть. Важно правильно представ вить себе цель, которой вы добиваетесь. Можно перед занятием написать краткий схематический план его этапов.

Самостоятельное проведение занятий психической са морегуляцией имеет еще и то преимущество, что человек! имеет возможность применять слова и представления, наиболее понятные ему, то есть мыслить своими категориями, которые для пего являются наиболее естественными.  Одна наша ученица длительное время не могла добиться! ощущения тепла в руках. Но помогало представление горячей воды, льющейся из крана, яркого солнца, освещаю­щего руку, грелки, лежащей на руке. Но как только она представила себе, что вынимает из кастрюли с кипятком картошку, сваренную в «мундире», ощутила такой жар и руках, будто действительно это делала.

Как уже говорилось, занимаясь психической саморегу­ляцией, можно смело отходить от изложенных принципов II при решении конкретных задач применять созданные специально для того приемы. Например, чтобы «сбить» устоявшийся нежелательный режим поведения, Владимир Леви в книге «Искусство быть собой» рекомендует сде­лать какой-нибудь «зигзаг», например изменить стиль работы, способ отдыха и т. д. Любое постороннее, непри­вычное действие может наладить «заскрипевший» меха­низм жизни. Только этот «зигзаг» не должен угрожать здоровью. Очень полезной бывает смена характера труда. причем не обязательно трактористу становиться аптека­рем, а солисту балета землекопом. Можно найти какой-либо нюанс в пределах своей специальности.

Хотя в практике применения приемов психической саморегуляции обязателен индивидуальный подход, она должна основываться на закопченных принципах, обяза­тельных для всех. Необходимо учитывать не только воз­растные и половые различия, но также и особенности ха­рактера, привычки, лексикой и т. д. Известно, например, что женщины и дети лучше воспринимают внушения, сделанные другим лицом, чем самовнушения, а мужчи­ны — наоборот.

В то же время к основным положениям психической саморегуляции не следует подходить формально. Напри­мер, нельзя категорически утверждать, что использование формул с частицей не является абсолютно неприемле­мым. Если речь идет о выработке условного рефлекса, то он может сформироваться на любое слово. Индивидуаль­ный подход здесь будет заключаться в том, что каждый человек привыкает и приспосабливается к своим словам, вернее к тому, что он под ними подразумевает. Если вам помогает формула «Боли нет», применяйте ее. Если же упоминание о боли обостряет ее, обходите его, исполь­зуйте формулы только утвердительного характера: «Голова моя светлая, ясная, свободная».

Есть две основные точки зрения на необходимость запоминания (заучивания) формул самовнушения. Одни считают, что формулы каждый раз должны повторяться одинаково, так как стереотипность способствует созданию условнорефлекторных связей. Другие утверждают, вполне приемлема замена одних формул другими, так как она предотвращает привыкание к одним и тем же словам и снижение эффекта от их повторения. Какой же вариант более приемлем? Решить это должен сам занимающийся  В зависимости от его индивидуальных черт характера и особенностей центральной нервной системы ему может подойти первый или второй, а то и какой-то третий вариант.

Сторонники запоминания формул могут воспользоваться соответствующими выдержками из стихотворении или песен, например:

«Легко на сердце от песни веселой,Она скучать не дает никогда. И любят песню деревни и села,

И любят песню большие города

Нужно только приучить сердце под этот куплет нор­мализовать свою работу.

Или почему бы для этой цели не придумать собствен­ную песенку. Придумывайте все, что хотите, изобретайте, сочиняйте и применяйте, если это вам приносит пользу. Само обучение формулам самовнушения, то есть выработ­ка свойства организма воспроизводить заданное словесно ощущение приводит к легкому воспроизведению необхо­димых в определенный момент, хотя и не отработанных ранее, явлений. Иными словами, осваивая конкретные формулы и приемы, мы тем самым обучаем организм вы­полнять словесные самоприказы и другого содержания.

Однажды я спросил у девочки 7—8 лет, которая при­ходила на занятия по психической саморегуляции вместе с бабушкой, что ей дали занятия, чему она научилась? Девочка ответила, что раньше была очень стеснительной, боялась выходить к доске в классе и, хотя знала уроки, отвечала плохо. Теперь же научилась держать себя спо­койно и уверенно, стала отличницей. Затем она показала забинтованный палец и добавила: «А недавно я очень сильно порезала палец, но как только подумала, что ни­какой боли нет, что боли не чувствую, боль сразу пре­кратилась». На занятиях девочка не обучалась избавле­нию от боли, но впервые применив соответствующую фор­мулу, добилась успеха.

В арсенал средств, используемых при занятиях психи­ческой саморегуляцией, может быть включена. так назы­ваемся имаготерапия — лечение образом, то есть пред­ставление себя таким, каким хотелось бы быть, подра­жание определенному герою, взятому из жизни или из литературы.

Продолжение: «Как обучиться самостоятельно саморегуляции»

Leave a Reply