You are here: Home > Психология человека > Психологическая саморегуляция. Если вы учитесь у преподавателя (продолжение)

Психологическая саморегуляция. Если вы учитесь у преподавателя (продолжение)

На этом, по существу, заканчивается общая часть психической саморегуляции. Достигнув состояния покоя и отдыха, когда естественно повышается внушаемость, моя но избавиться от любого нежелательного ощущения, произнося формулу, например: «Исчезла головная боль Головная боль прекратилась. Исчезло чувство страха. Ис­чезло чувство тревоги и беспокойства».

Если мысленное произнесение названия нежелательного явления оживляет его (например, формула «Исчезла головная боль» приводит к ее усилению), нужно изме­нить формулу так, чтобы не называть болезненного фак­тора: «Голова стала ясная, светлая. Голове стало легко, приятно». Вместо формулы «Исчезло чувство страха» сле­дует применить формулу: «Я — смелый человек. Я уверен в себе. Я смелый и решительный».

Во время достигнутого состояния покоя и отдыха про­изводится обучение занимающихся достижению нужных ощущений, тепла, нормализации работы отдельных органов п освоению формул специальной части психической само­регуляции:

- Сосредоточьте свое внимание на кончиках паль­цев правой руки. Спокойно, без напряжения прислушай­тесь к ощущениям пальцев. Вы чувствуете пульсацию в пальцах, закрепите это ощущение формулой:  «Пальцы правой руки пульсируют. Пульсация усиливается».

-    Пульсация пальцев возникает при расширении со­судов и улучшении кровообращения. При этом, естествен­но, наблюдается потепление участка тела. Закрепите это состояние формулой: «Пальцы правой руки теплеют».

-    Мысленно представьте себе, что вы открыли кран с горячей водой и подставили свою правую руку под ее струю: «Моя правая рука теплеет».

-    Мысленным взором взгляните на свою правую ру­ку — она слегка покраснела, сосуды на ней расширились: «Правая рука становится горячей. Правая рука стала горячей».

-    А теперь переключите свое внимание на область солнечного сплетения, которая находится в верхней части живота, под реберной дугой. Мысленно положите на эту область приятную теплую грелку:   «Область солнечного сплетения теплеет. Приятное тепло исходит из солнечного сплетения. Приятное тепло расходится по всему телу! Мне тепло и приятно. Я отдыхаю. Меня ничто не тревожит. Я совершенно спокоен».

Далее каждый из обучающихся отрабатывает самостоятельно специальные формулы, выработанные вместе с врачом для создания оптимального состояния и настроя на предстоящую деятельность:

- Приступим к завершающему периоду сеанса психической саморегуляции — восстановлению естественного состояния: «Я отдохнул. Я совершенно успокоился. Восстановились мои силы. Я становлюсь бодрым. Мои мышцы напрягаются. Дыхание становится частым. Мысли проясняются. Голова становится ясной, светлой. Я прихожу в себя. Я пришел в себя».

— Теперь необходимо «встряхнуться», несколько раз напрячь и расслабить мышцы. На вдохе максимально напрягите все мышцы, руки поднимите вверх, на выдох! свободно опустите руки вниз. Несколько раз сожмите и разожмите пальцы. Добейтесь восстановления бодрости в! всем теле.

Перед началом обучения приемам психической само! регуляции (как перед началом курса, так и перед каждым занятием) нужно прослушать вводную беседу. Это очень важно для того, чтобы возникающие на первых порах непредвиденные явления. не показались обучающимся болезненными и опасными.

Однажды, когда мы начали проводить занятия с юными спортсменами-пловцами, членами сборной команды республики, тренеры вдруг забеспокоились и попросили отменить их Оказалось, что некоторые спортсмены ужа на первом занятии достигли значительной степени расслабления мышц. А, как известно, научиться мобилизовать себя, тонизировать — труднее, чем расслабляться. Вот они и сказали после занятия, что чувствуют себя вялыми и расслабленными. Таким образом, наиболее способных к обучению ребят причислили к разряду чуть ли в больных. А между тем такое легкое освоение формул рас­слабления обещало такое же быстрое освоение и тонизи­рующей части программы. То, что заслуживало положи­тельной оценки, получило отрицательную. Разъяснитель­ная работа поставила все на место, но предварительная беседа могла бы предотвратить замешательство.

И еще один совет. Начальное обучение лучше прово­дить после физической нагрузки, тогда и формулы покоя и отдыха реализуются лучше, и расслабление мышц не вызовет тревоги. Правда, для практического применения навыков саморегуляции, в частности спортсменами, важ­нее освоить вторую, тонизирующую часть, позволяющую настроить себя на активную деятельность. Но проводить занятия психической саморегуляцией перед активной дея­тельностью, в частности перед тренировкой или соревно­ваниями спортсменов, можно уже после овладения навы­ками как успокаивающей, так и мобилизующей части программы.

В процессе обучения приемам психической саморегу­ляции целесообразно делиться опытом с товарищами, со­ветоваться с преподавателем, это поможет воспользовать­ся опытом других и понять собственные ошибки.

One Response to “Психологическая саморегуляция. Если вы учитесь у преподавателя (продолжение)”

Leave a Reply