You are here: Home > Психология человека > Психологическая саморегуляция. Дышите правильно

Психологическая саморегуляция. Дышите правильно

Функция дыхания является одной из ведущих в жиз­недеятельности всего живого. Без дыхания нет жизни, Дыхание обеспечивает газообмен в организме, без чего невозможен процесс общего обмена веществ, характери­зующего биологическую сущность жизни. Регуляция ды­хания в норме происходит благодаря деятельности дыха­тельного центра, который находится в продолговатом мо­зге. Ритмично поступающие сигналы приводят в действие дыхательные мышцы грудной клетки и диафрагмы. Ды­хательный центр связан и с другими отделами мозга, бла­годаря этому характер дыхания изменяется в зависимости от функций организма и внешних условий. Но человек в определенной мере может регулировать свое дыхание произвольно, например, задержать его на некоторое время, сделать более или менее глубоким и частым.

Дыхательные упражнения занимают значительное место в гимнастике йогов. Они заключаются в сознательном изменении ритма и структуры дыхательных движений, а также в более или менее продолжительных задержках дыхания на вдохе или выдохе. Правильному дыханию уделяется большое внимание при занятиях физической куль­турой и спортом. Специальная дыхательная гимнастика широко применяется в лечебной физкультуре, особенно при заболеваниях легких. Характер дыхания зависит от состояния организма, его центральной нервной системы, степени эмоционального возбуждения.

Эмоциональные расстройства всегда сопровождаются нарушением дыхания. От волнения оно становится на­пряженным, поверхностным, от внезапного страха времен­но прекращается, подавленное настроение угнетает его, а снятие тревоги сопровождается вздохом облегчения. Следовательно, по механизму обратной связи можно, из­меняя характер дыхания, оказывать влияние на эмоцио­нальное состояние и вообще на деятельность высших отделов центральной нервной системы. Изменение ритма и частоты дыхания отражается также на работе других органов и систем.

Хочется предостеречь читателей от злоупотребления возможностями саморегуляции. Это может быть опас­но для здоровья и даже для жизни. В частности, в лите­ратуре описан случай смерти человека, который демон­стрировал свое умение замедлять пульс и дыхание.

При занятиях психической саморегуляцией нормали­зация дыхания также имеет большое значение. Посколь­ку дыхание может регулироваться произвольно, этим мо­жно воспользоваться для приобретения опыта в вызыва­нии тех или иных ощущений. Так, человек, произнося формулу «Я дышу глубоко, свободно», сознательно под­правляет дыхание под эту формулу и тем самым закреп­ляет условную связь: слово и соответствующее ему со­стояние. Известно, что удлиненный выдох при относи­тельно коротком вдохе способствует успокоению цент­ральной нервной системы, а удлиненный вдох и короткий выдох вызывают ее возбуждение. Соответственно этому при погружении в состояние покоя следует укорачивать вдох и удлинять выдох, а при стремлении к мобилизации на активную деятельность — поступать наоборот. Такая регуляция дыхания уже сама по себе будет способство­вать расслаблению мышц или повышению их тонуса.

Изменение типа дыхания может быть и целенаправленным, например, на состояние мозговых сосудов. Так, чередуя периоды задержки дыхания с его углублением и учащением, можно попеременно вызывать расширение и сужение мозговых сосудов. Такая гимнастика приводит к улучшению мозгового кровообращения, снимает головную боль, повышает умственную работоспособность.

В свою очередь, принятие удобной позы в начале занятий, расслабление мышц, воспроизведение чувства покоя, естественно, приводят к нормализации и успокоении! дыхания. Организм испытывает меньшую потребность в кислороде, и дыхание становится таким, как у спящего! человека. При этом действует формула «Мне дышится легко, приятно. Спокойный вдох. Ровный приятный выдох».

В период мобилизации, наоборот, следует обращаться к формуле «Я дышу полной грудью. Сильный, глубокий вдох. Мощный выдох».

Прежде чем приступить к самостоятельному освоению метода саморегуляции (о чем речь будет идти ниже)  ознакомиться с методом обучения, проводимого врачом. Кроме того, если вы обучаетесь в составе группы из нескольких человек, роль преподавателя можно исполнять по очереди всем участникам. Дежурный «преподаватель  может готовиться к этому заранее и использовать соответствующую схему занятий.

Leave a Reply