You are here: Home > Психология человека > Принципы обучения приемам психологической саморегуляции. Специальная часть

Принципы обучения приемам психологической саморегуляции. Специальная часть

Приступая к специальной части психической саморе­гуляции, следует точно уяснить задачи и цель обучения последующим приемам.

Формулы специальной части определяются конкретной потребностью каждого обучающегося, разрабатываются специально для него сначала при участии врача, а в дальнейшем самостоятельно.

Словесные формулы должны точно определять желае­мое состояние и сопровождаться мысленным представле­нием его, Главное не формальный смысл произносимого слова, а значение, которое ему придается. Слово играет роль символа, следовательно, оно может символизировать любое ощущение, состояние, действие.

Формулы самовнушения вызывают ощущения в соот­ветствии с тем смыслом, который в них вкладывается, ибо слово — это лишь условный раздражитель, а мозг — не кибернетическая машина, формально перерабатывающая информацию. Например, фраза М. Ю. Лермонтова «Пу­стое сердце бьется ровно, в руке не дрогнул пистолет» моего знакомого снимала боли в области сердца, то есть вызывала расширение сердечных сосудов. Он выработал условную связь: слова стихотворения и отличное состоя­ние сердца. Естественно, что, произнося эти слова, он подразумевал именно хорошее ощущение в области сердца, а не, допустим, расслабление мышц или потепление рук.

Но вот вы освоили определенные формулы, научились вызывать нужное ощущение и устранять нежелательное. И вдруг убеждаетесь в том, что ваши слова бессильны в той или иной, конечно критической, ситуации, то есть именно тогда, когда ваши старания должны быть вознаграждены. Значит ли это, что все потеряно, что занятия оказались бесполезными? Думается, что это не так. Попробуем разобраться в этом на следующем примере.

В автобусе дальнего следования человек, имеющий большой опыт занятий психической саморегуляцией, вдруг почувствовал головную боль. Она возникла совершенно неожиданно и казалась беспричинной. По привычке человек немедленно мысленно произнес формулу: «Головная боль исчезла», как делал это всегда при головной боли, но, к своему удивлению, заметил, что голова продолжает болеть. Он повторил формулу — увы, без результата. Человек пришел в смятение: что случилось? Ведь всегда боль исчезала мгновенно. Он еще несколько раз «прика­зал» головной боли исчезнуть, но она даже стала усилива­ться. И тут он понял, в чем дело. Снял защитные очки, которые давили на виски, и боль прошла. Дело в том, что это была не та головная боль, против которой имела постоянный успех формула «Головная боль исчезла», а со­вершенно другая, возникшая вследствие давления тесных очков, на которую действие «волшебной» формулы не распространялось.

Необходимая (целевая) формула должна повторяться интервалами до возникновения требуемого состояния. Например, формула «Я чувствую себя спокойно и уверен­но» повторяется до появления чувства уверенности. Ее Можно повторить 3, 4, 5 раз. Но если и после этого ре­зультат не будет достигнут, следует перейти к другим формулам, а затем опять возвратиться к ней. В то время, как вы будете отрабатывать другие формулы, мозг, получивший прежнее задание, будет продолжать свою работе и новое возвращение к этой формуле оживит ее и усилит воздействие. Если необходимо достигнутое состояние сохранить на продолжительное время, не следует применять формулы, завершающие действие. Например, погружая себя в сон или длительный отдых, внушение можно прекратить на формуле «Я отдыхаю», но не проводить формулу «Я отдохнул».

Leave a Reply