You are here: Home > Психология человека > Принципы обучения приемам психологической саморегуляции

Принципы обучения приемам психологической саморегуляции

Теоретической основой обучения приемам психиче­ской саморегуляции является учение И. П. Павлова о второй сигнальной системе и условнорефлекторной дея­тельности. Методика обучения состоит из двух частей: подготовительной, или общей (успокаивающей), и специ­альной, или заключительной (мобилизующей).

 Подготовительная часть включает в себя освоение формул, укрепляющих и развивающих условнорефлекторную связь между мысленно произносимыми словами и ре­альными ощущениями, которые под этими словами под­разумеваются.

 Специальная часть состоит из освоения индивидуаль­но подобранных формул, отражающих физиологическое состояние организма и уровень деятельности отдельных его систем в соответствии с конкретной потребно­стью, вытекающей из ситуации, в которой находится че­ловек.

 Перейдем к изложению отдельных принципов обуче­ния приемам психической саморегуляции.

Общая часть

Психическая саморегуляция — это один из видов пси­хотерапии, то есть лечения. Как и всякое другое лечение, она должна осуществляться врачом. И это не просто фор­мальность. Дело в том, что хотя и крайне редко, но при начальном обучении, самостоятельном или проводимом неопытными специалистами, у обучаемых могут возникать отрицательные явления, например, головокружение, головная боль и т. д. Это может быть обусловлено и индивидуальными свойствами центральной нервной системы человека, которая бурно реагирует на новое словесное воздействие. Такие явления могут закрепиться условнорефлекторно и в дальнейшем возникать на каждое последующем занятии. Естественно, это подорвет веру за­нимающихся в эффективность и, главное, в целесообраз­ность таких занятий. Врач же путем дополнительного внушения или разъяснения сущности происходящего легко может устранить все неприятные ощущения, вселить уверенность, что в дальнейшем их не будет.

Однажды   на занятия   психической   саморегуляцией пришла женщина, с которой до этого времени проводилась только рациональная  (рассудочная)  психотерапия. Она спросила, бывают ли осложнения при занятиях психической саморегуляцией, может ли возникнуть какой либо неприятное, болезненное состояние? Ей объяснили, что иногда бывает, например, головокружение, в результате быстрого перехода коры большого мозга из состояния  бодрствования в дремоту. Однако опасности это не представляет. После занятия женщина сказала, что у нее возникло головокружение. Сначала она даже испугалась, но вспомнила, что это должно быстро пройты, и успокоилась. Головокружение прекратилось. На следующее занятие женщина пришла с дочерью, которой, конечно, рассказала о том, что было с нею. На этот раз у матери самочувствие было отличное, а у дочери,  впервые посетившей занятия, возникло   головокружение. На третьем занятии для матери и на втором для дочери обе чувствовали себя очень хорошо. Это пример внушения отрицательных явлений — сначала врачом матери, затем матеры дочери с последующей реализацией положительного внушения.   Неосторожно   сказанное   слово   может   вызвать нежелательный резонанс. В данном случае нужно было ответ на этот вопрос отложить до окончания сеанса, и тогда головокружение бы не возникло, оно не было бы внушено. Вот почему так важно, чтобы начальное обуче­ние проводилось опытным преподавателем, а обучающие­ся самостоятельно знали о возможности таких отрица­тельных, хотя и безвредных явлений. Знали и не боялись их, но вызывали невольно вследствие волнения, думая о них.

Словесное внушение должно следовать за уже создав­шимся физиологическим состоянием, подкреплять и уси­ливать его. Например, прежде чем произнести формулу «Мои мышцы расслабились», их нужно расслабить созна­тельно; прежде чем произнести формулу «Я успокаива­юсь», необходимо добиться этого успокоения за счет рас­слабления мышц, а для успешного расслабления мышц следует принять удобную позу, которая не требует их напряжения.

Целесообразность подкрепления уже возникшего со­стояния словесной формулой, а не наоборот, подтвержда­ется многовековой практикой гипноза. Погружая пациен­та в гипноз, врач сначала предлагает ему принять удоб­ную позу и расслабить мышцы, а затем подкрепляет это состояние словами: «Ваши мышцы расслабляются».

Очередность формул словесного внушения определяет­ся легкостью их реализации в силу физиологических осо­бенностей регуляции отдельных функций организма. Есте­ственно, что легче всего изменить функциональное состоя­ние систем, управляемых произвольно. Поэтому начинать освоение формул следует с расслабления мышц, затем переходить к возникающему вследствие этого покою, ре­гуляции дыхания и т. д.

Интонация мысленного произнесения формул должна соответствовать желаемому эффекту. Так, формулы успо­коения следует произносить мягко, плавно, спокойно, а формулы мобилизации, возбуждения — жестко, отрывисто, Утвердительно. Производя самовнушение какого-либо состояния или ощущения, нужно представить себя в ситуации, при кото­рой это состояние уже было или хотелось бы, чтобы было. Стремясь,  например,  достигнуть   реализации   формулы «Я отдыхаю», необходимо представить себя в желаемых условиях отдыха — на берегу моря, в лесу, у себя дома или в комнате, где раньше проводилось занятие с преподавателями.

Leave a Reply