You are here: Home > Психология человека > Аутогенная тренировка. Учение йогов

Аутогенная тренировка. Учение йогов

Слово «йога» в переводе с санскрита означает соединение, сосредоточение. Учение йогов возникло в Древне Индии в IV—II вв. до н. э. Его целью была разработка способов сосредоточения мыслей и достижения особого состояния транса, нирваны, в котором человек освобождается от власти чувственного мира и страданий души.

Это учение представляет собой прежде всего систему древнеиндийской  философии,  упорядоченную  во  II до н. э. индийским мыслителем Патанджали в его трак тате «Йога-сутра». Им разработано 8 ступеней йоги, низшую из которых представляла хатха-йога, охватывающая дисциплину тела, управление им. Хатха-йога включала в себя асаны — позы, пранаямы — дыхательные упражнения, пратьяхара — отвращение чувств.

По мнению Патанджали, йога — систематическое усилие, употребляемое для достижения совершенства посредством контроля над физическими и психическими элементами человеческой природы. Главной целью хатха-йоги является подчиняемость деятельности тела разуму, так как высшим назначением человека есть согласованное развитие всех сторон его природы — тела, ума и духа. Здесь уже просматривается современный лозунг о гармоническом развитии человека. Йоги считают, что физи­ческого развития и интеллектуальной гибкости еще не до статочно. Окончательной целью стремлений человека является его духовное совершенствование. Эти же цели лежат в основе всей индийской философии.

«Верой и сосредоточением мы можем освободить себя даже от своих болезней»,— пишет крупнейший философ современной Индии С. Радхакришнан. Слово «вера» употребляется здесь не в религиозно-мистическом значении, а в смысле уверенности в результате. Как указывает дру­гой философ, Койе, «Будучи уверенным, вы можете до достигнуть, чего вы хотите, и вы будете достигать этого до тех пор, пока это находится в пределах разума. Только когда имеется сомнение, результат не достигается».

Целью хатха-йоги является совершенствование человеческого организма, освобождение его от склонности к усталости, предотвращение разрушения и старения.

Йога призывает человека контролировать тело, но от­нюдь не умерщвлять его и подчеркивает, что воздержа­ние от чувственных наслаждений — это не призыв к истя­занию тела, как это имело место и в старой индуистской Индии, и в христианской Европе. Совершенство тела за­ключается «в красоте, грации, силе и отваге».

Эмпирическим путем йоги убедились в единстве пси­хики и физических действий человека, а также в руково­дящей роли мозга во всех функциях организма. Они по­няли полезность правильного дыхания в сочетании с фи­зическими упражнениями статического и динамического характера, а также связь этих упражнений с деятель­ностью определенного отдела нервной системы. Йоги, в частности, на практике доказали, что расслабление мышц лучше восстанавливает силы, чем сон. Расслабление мышц (релаксация) лежит в основе и аутогенной тренировки, и современной психической саморегуляции. Опыты йогов по длительному голоданию, пребыванию в помещении без доступа воздуха, хождению босиком по раскаленному ме­таллу, выпиванию концентрированной кислоты — это не только фокусы. В первую очередь они свидетельствуют о возможностях организма человека в саморегуляции его Функций. Действительно, возможности эти большие. Но все же нельзя слепо копировать то, что делают йоги. Да и сами они говорят, что без опытного наставника присту­пать к освоению этой системы не следует.

Сделав ряд практических открытий, йоги не смогли научно объяснить механизм этих явлений и стали па путь мистики. Эта мистика, заполнившая собой пробел в по­нимании механизма действия дыхания и асанов, зача­стую отталкивает от сути самого учения. За нею не видим главного. А между тем действие йоговских упражнений физиологически вполне обоснованно, оно осуществляете через нервную систему, оказывает влияние на деятельность внутренних органов и способствует устранению различных нарушений и выработке новых полезных качеств. Упражнения йогов, особенно их асаны, очень часто копируют природные позы животных, растений, то есть учитывают веками выработанные приспособительные меры к быстрейшему восстановлению сил и сохранению здоровья. Современная наука, в частности психотерапия, начисто отметает все религиозно-мистические наслоения в учении йогов, но то, что в нем разумно, она изучает и использует практически.

Leave a Reply