You are here: Home > Медицина > Гипофиз. Железы внутренней секреции (продолжение)

Гипофиз. Железы внутренней секреции (продолжение)

Клиническая картина истерии крайне разнообразна, в связи с этим ее называли «великой симулянткой», «вели­кой притворщицей», «королевой неврозов» и т. д. И дей­ствительно, истерические расстройства могут имитиро­вать любое заболевание — от «ран христовых» на тех частях тела, куда по преданию были забиты гвозди при распятии Христа, до тяжелейших внутренних кровотече­ний, параличей, судорожных припадков, потери слуха, зрения, речи, обоняния, расстройства мышления, созна­ния, болевой чувствительности. Последнее обстоятельство привело тысячи больных на костер инквизиции, ибо счи­талось, что нечувствительная к болевому раздражению точка на теле является «печатью-дьявола», «местом вхо­ждения беса», а человек с такой точкой, следовательно, является бесоодержимым, и для спасения его души дол­жен быть сожжен заживо.

Третьим видом невроза является невроз навязчивых состояний. Само название говорит о том, что главным признаком его является различного характера навязчи­вость. Это могут быть мысли и рассуждения типа «А по­чему земля круглая; интересно, где бы находился север­ный полюс, если бы она была квадратная?» При на­вязчивом сомнении человек, уходя из дома, тщательно проверяет, выключен ли свет и заперта ли дверь и все же чем дальше уходит, тем больше сомневается в этом. Иногда такие сомнения заставляют его несколько раз воз­вращаться домой и мешают ему сосредоточиться на вы­полняемой работе. Навязчивые страхи бывают настолько обширны, что иногда выделяются в отдельную болезнь — невроз страха. Человек может бояться всего: смерти, бо­лезни, падения, несчастного случая, закрытого помеще­ния и свободной площади, темноты и яркого света, шума и тишины, толпы и одиночества, он может бояться людей и животных, птиц и насекомых, взрыва атомной бомбы и укола иглой, а иногда самого появления страха. Напри­мер, он знает, что при переходе улицы ему будет страшно и испытывает страх перед будущим страхом, еще только собираясь на работу.

Некоторых людей преследуют навязчивые действия, когда постоянно хочется совершать какое-либо простое движение (почесывать за ухом, подмигивать глазом, по­дергивать плечом) или производить сложные действия (много раз в день обходить квартиру в определенном по­рядке и прикасаться особым образом к каждому находя­щемуся в ней предмету либо систематически переставлять с места на место определенные вещи). Характерным при­знаком всех навязчивых состояний является понимание человеком бесцельности и бессмысленности производимых действий и в то же время невозможность их прекраще­ния. В сущности, наверное, каждый здоровый человек испытывал на себе неприятное состояние навязчивости. Услышали вы, например, мотив какой-то песни или слово и целый день не можете от них избавиться. Особенно раз­дражает то, что обычно «привязываются» неприятные мотивы и неразумные слова. Исполнение навязчивого желания на некоторое время облегчает состояние.

Иногда, чтобы смягчить интенсивность навязчивости, человек выполняет какое-либо действие, например, пере­шнуровывает ботинок или переставляет стулья в комнате. Это приносит ему облегчение, правда, на короткое вре­мя. В связи с этим ритуальные действия становятся все более и более сложными и, наконец, вся жизнь человека превращается в сплошной ритуал. Эти действия являют­ся не лечением, а лишь отвлекающим моментом, для их выполнения мысль больного концентрируется на самом действии, и в это время навязчивость уходит на задний план. К этой же категории следует отнести навязчивый счет, когда человек считает все: количество шагов по ком­нате, количество ступенек на лестнице, окон в соседнем доме, прохожих на улице, пассажиров в метро, пуговиц на костюме, звезд на небе. Как уже указывалось, навяз­чивые состояния правильно оцениваются самим больным, и хотя они доставляют ему немало неприятностей, тем не менее никогда не приводят к свершению поступ­ков, выходящих за пределы безвредности и безнаказан­ности.

Интересно, что состояние больного может улучшиться от совершенно незначительного вмешательства извне. На­пример, человек испытывает чувство страха при переходе улицы, но обращаться за помощью ему неудобно, и тогда он прибегает к хитрости: «Помогите мне перейти улицу, я плохо вижу…»,— просит прохожего и, взяв его за руку, совершенно спокойно совершает переход. Он как бы сни­мает с себя ответственность и перекладывает ее на друго­го, неважно, что этот другой может оказаться практиче­ски еще более беспомощным.

Мы подробно остановились на этих деталях для того, чтобы подчеркнуть, что больно, который правильно по­нял и объяснил себе свое состояние, убедился в необосно­ванности своих страхов и опасений, уже от одного этого начинает чувствовать себя увереннее и спокойнее. Та­кое объяснение и есть приемом рациональной психоте­рапии

One Response to “Гипофиз. Железы внутренней секреции (продолжение)”

  1. [...] Гипофиз. Железы внутренней секреции (продолжение) [...]

Leave a Reply