You are here: Home > Психология человека > Что такое эмоции (продолжение)

Что такое эмоции (продолжение)

Реакция человека на воздействие внешних факторов выражается в его поведении. И конечно же, главными стимулами нашей жизни являются побуждающие (стрем­ление к положительному), а не принуждающие (страх, угрозы, желание уйти от отрицательного). Какими, на­пример, угрозами можно заставить современного спортс­мена изо дня в день, из года в год по 8, а то и по 10 ч выполнять тяжелейшую физическую работу? И одни толь­ко материальные блага не смогли бы вознаградить его за этот нелегкий труд. Значит, есть другие стимулы, побуж­дающие его заниматься спортом. И эти стимулы, несо­мненно, морального порядка.

Миллионы людей выходят на субботник и работают безвозмездно. Выполняя полезную обществу работу и по получая за это денежного вознаграждения, они испытывают огромное моральное удовлетворение. А разве, помо­гая старушке войти в трамвай, мы не получаем положи­тельных эмоций? Вместе с тем, никто не станет в свое свободное время пересыпать на пляже песок из одною места на другое или ведрами носить воду из одного зали­ва в другой. Такая бесполезная работа но принесла бы ни­какого удовлетворения: ни материального, пи морального. Козьма Прутков писал: «Бросая в воду камешки, смо­три на круги, ими образуемые, иначе такое бросание бу­дет пустою забавою». И еще его слова: «Поощрение так же необходимо человеку, как канифоль смычку».

Учение о высшей нервной деятельности свидетельству­ет, что чрезмерное стремление к награде препятствует качественному выполнению работы так же, как и страх перед наказанием за допущенную ошибку. Это находит подтверждение и в воспитании детей, и в дрессировке жи­вотных. В обоих случаях не следует применять ни чрез­мерного вознаграждения, ни допускать развития страха. Преобладание тех или иных качеств в характере человека определяется его темпераментом и лежащим в его основе типом высшей нервной деятельности. В свою очередь тип высшей нервной деятельности зависит от со­отношения качеств основных нервных процессов — воз­буждения и торможения, их силы или слабости, уравно­вешенности или неуравновешенности, подвижности или инертности.

Выделяют четыре основных темперамента. Сангви­ник — человек с сильным, уравновешенным и подвиж­ным типом высшей нервной деятельности; холерик — с сильным, но неуравновешенным типом, у него процесс возбуждения преобладает над процессом торможения; флегматик — с сильным, уравновешенным, но малопо­движным, инертным типом высшей нервной деятельности; меланхолик — со слабым типом. Существуют и другие схемы. Некоторые авторы указывают на 72 и более ти­пов высшей нервной деятельности. Характер человека зависит не только от врожденных качеств его центральной нервной системы, но и от воспитания и условий, в кото­рых он живет. Характер свой можно изменить путем вы­работки желательных, положительных качеств и устране­ния нежелательных, отрицательных. При этом следует помнить, что люди с плохим характером отравляют жизнь не только окружающим, но и себе. Только человек с боль­ной психикой может получать положительные эмоции, видя страдания других людей. Поэтому создание нормаль­ного психологического климата в коллективе на работе и в семье является непременным условием заботы о здо­ровье людей, повышении их работоспособности и увеличе­нии активного долголетия. Это, конечно, не значит, что человек должен быть совершенно изолирован от эмоцио­нальных воздействий. Мы уже говорили, что нельзя жить не только без положительных, но и без отрицательных эмоций. Переживая их, мы закаляем свою психику, дела­ем ее более устойчивой к воздействию факторов внешней среды.

Итак, эмоции изменяются при всех изменениях окру­жающей нас среды, а также внутреннего состояния орга­низма и оказывают влияние на деятельность всех органов и систем. Внешние проявления эмоций понятны каждому. Если человеку весело — он смеется, если ему приятно — он улыбается. Легко определить, что у человека непри­ятности, печаль, горе. Но все это лишь «надводная часть эмоционального айсберга». Главное скрыто внутри чело­века. Это расстройство деятельности его внутренних жиз­ненно важных органов.

One Response to “Что такое эмоции (продолжение)”

Leave a Reply