You are here: Home > Психология человека > Что такое эмоции?

Что такое эмоции?

«Эмоции — источник   силы   для корковых клеток».

 П. Павлов

Субъективное восприятие жизненных ситуаций, про­исходящих явлений, их оценка (желательность, полез­ность) — это и есть эмоции (от лат. — возбуж­дать, волновать). Они не столько отражают действитель­ность, сколько выражают отношение к ней конкретных людей.

Формирование эмоций — не отдельный, не самостоя­тельный процесс, а проявление жизнедеятельности лич­ности в целом, ее реакция на воздействие тех или других факторов окружающего мира. Эмоции оказывают суще­ственное влияние на качество физических и психических процессов, протекающих в организме. Они возникают у человека на самых ранних этапах его развития. Это пер­вая, по мнению И. П. Павлова, реальность, с которой мы встречаемся.

Мать кормит новорожденного, и он, удовлетворенный, успокаивается и засыпает. Это уже начало эмоций: чувство голода — отрицательных, чувство сытости — по­ложительных. Человек покупает новую пещь, выигрывает по лотерейному билету, защищает диссертацию — ему приятно, он испытывает положительные эмоции. Челове­ка оскорбили, он ушибся, потерял близкого — ему непри­ятно, он испытывает отрицательные эмоции. Не бывает событий, сколько-нибудь затрагивающих человека, кото­рые бы не оказывали влияния на его эмоции.

Без эмоций люди были бы роботами. Исчезли бы любовь и ненависть, пропали желания и стремления, не стало бы муз и искусств. Жизнь потеряла бы смысл. Но и это еще не все. Положительные эмоции заставляют жи­вое существо стремиться к их источнику и тем самым способствуют прогрессу и совершенствованию условий жизни. Отрицательные эмоции указывают на необходи­мость избегать воздействия вызывающих их факторов, а следовательно, предохраняют от опасности.

Ребенок прикоснулся к огню и получил ожог. Ему больно, он усваивает, что к огню прикасаться не следует. Щенок, скатившийся с лестницы, также испытывает боль и после этого старается больше не падать. На эмоциях построено воспитание детей и дрессировка животных. Выполнение требований воспитателей и дрессировщиков подопечными вознаграждается и дает им положительные эмоции, невыполнение наказывается, ведет к отрицатель­ным эмоциям. Конечно, качество этих эмоций разное, но механизм их формирования и влияния на образ жизни одинаков.

Эмоции помогают человеку сохранять здоровье. Как известно, любое заболевание сопровождается болезненны­ми ощущениями и тем самым сигнализирует о необходи­мости принимать меры. Например, если бы при переломе руки не возникала боль, заставляющая пострадавшего со­хранять неподвижность конечности, кость не могла бы срастись и функция бы не восстановилась. Если бы го­лод не был мучительным, ни животное, ни человек не знали бы, что пора принимать пищу, и организм не по­лучал бы своевременно питательные вещества, необходи­мые для поддержания жизнедеятельности. Таким обра­зом, жизнь без эмоций просто невозможна. При этом одинаково необходимы как положительные, так и отри­цательные эмоции.

Начало эмоций можно наблюдать уже в жизни про­стейших. Инфузория движется в сторону полезного и уходит от вредного. Эти полезность и вредность, или опас­ность, и являются для нее приятным и неприятным. Независимо от воли и сознания человека все, что прино­сит ему пользу, желательно, закрепляется в определен­ных центрах головного мозга и развивается, а все, что приносит вред, отвергается. Это основное свойство живо­го организма, без которого он не мог бы выжить.

Организм сам «чувствует», что ему полезно и что вредно. Если ученик возле доски за спиной учителя ест мел, это следует рассматривать не только как шалость, но и как потребность организма в известковых солях. Человек любит кислое, значит, он нуждается в кислоте, предпочитает сахар — ему необходимы углеводы. Ярким примером этого является случай, описанный в литерату­ре, когда ребенок с первых дней жизни жадно тянулся ко всему соленому и даже первое произнесенное им слово было не «мама», а «соль». В возрасте полутора лет он стал есть соль ложками. Тогда его начали лечить, но без­успешно, так как у ребенка была опухоль надпочечных желез, из-за чего нарушился обмен веществ и соль не за­держивалась в организме.

Продолжение: «Что такое эмоции»

Leave a Reply