You are here: Home > Медицина > Что возбуждает болезни людей

Что возбуждает болезни людей

Впервые последовательно учение греческих филосо­фов в медицине применил Гиппократ в пятом столетии до нашей эры. Он утверждал, что болезни возбуждают не злые духи, а вполне земные причины, главным об­разом нарушение диеты,  плохая  погода,  нездоровый климат и т. п. Он считал, что человеческое тело, как и всю природу, образуют четыре стихии, которым со­ответствуют четыре основные жидкости  организма — гуморы. Это кровь, желтая желчь, черная желчь  и слизь. В зависимости от преобладания той или иной стихии и ей соответствующего гумора Гиппократ раз­личал у людей четыре темперамента: сангвинический (с преобладанием крови, воздуха), холерический (с пре­обладанием желтой желчи, огня), меланхолический (с преобладанием черной желчи, земли) и флегматический (с преобладанием слизи, воды). Болезнь, по Гиппокра­ту, представляет собой нарушение равновесия основных гуморов. Этим Гиппократ положил основание так на­зываемой   гуморальной   медицине,   которая   господст­вовала 2000 лет. Нарушение гуморов, согласно этому учению, следует исправлять такой диетой, которая явля­ется наиболее благоприятной для каждого данного слу­чая. Диета в понимании Гиппократа — это не только пища, но и работа, отдых, климат, весь образ жизни.

Лекарства Гиппократ классифицировал также со­образно учению о стихиях. Он полагал, что одни средства разогревают соответствующие жидкости, дру­гие — охлаждают, третьи — подсушивают, четвертые — увлажняют. Это, по его мнению, позволяет врачу изби­рательно воздействовать на основные гуморы, подчинен­ные тем же стихиям, с целью восстановления должного равновесия, именуемого синкразией; нарушение равно­весия гуморов именовалось дискразией.

Причиной заболевания Гиппократ считал не вмеша­тельство сверхъестественных духов, а действие стихий. Хотя, строго говоря, Гиппократовы  гуморы не соответ­ствовали истинному составу человеческого организма, однако гуморальная теория последовательно развивала идеи естественности, материальности природы болезнен­ных явлений, поощряла к поиску естественных спосо­бов лечения в природе и в реальных свойствах самого организма. Поэтому гуморальная медицина Гиппокра.  Что Гиппократ называл черной желчью (меланхоле), теперь не совсем  понятно. Одни авторы полагают, что он имел в виду венозную кровь, другие — что это служило названием нереальной, предполагаемой жидкости.

Leave a Reply