You are here: Home > Долгожительство > Умственные способности человека в старости

Умственные способности человека в старости

Систематизируя  резуль­таты психологических и социологических ис­следований, можно сказать, что уровень развития ум­ственных способностей человека в старости зависит от: его врожденных способностей; образования; уровня про­фессиональной квалификации; жизненного опыта; возмож­ностей использовать интеллектуальные способности в зре­лости; различных стимулов, зависящих как от окружающих,  так и от самого индивидуума.

При наличии сразу нескольких указанных факторов  интеллектуальные возможности пожилого человека могут  даже увеличиться. С другой стороны, если отсутствует  большинство из них, то недостаточная тренировка интеллекта может обусловить снижение интеллектуального уровня в старости — в гораздо более быстром темпе, чем следует из простого подсчета прожитых лет.

Значит,  интеллектуальные возможности к старости  как правило, не снижаются. И следовательно, утверждение: «В этом возрасте он уже неспособен мыслить» можно смело отнести к ошибочным.

Нам остается ответить на вопрос: как в старости  сохраняется способность усваивать и использовать новую информацию?

Говорят, старые люди противятся чему бы то ни было новому (неофобия), поскольку уже не способны воспринимать новую информацию. Это не соответствует действительности. Результаты современных психологических социологических исследований говорят о том, что человек в состоянии учиться до глубокой старости. Способность  овладевать новыми знаниями и углублять старые зависит не от возраста, а совсем от иных факторов.

Некоторые исследователи, работавшие в этой области пришли к выводу, что способность учиться в старости  претерпевает ряд изменений.  Речь идет не об утрате этой способности, а об определенном качественном сдвиге некоем видоизменении способа обучения. Группа  педагогов установила, что пожилой человек усваивает новые знания не так легко и быстро, как молодой но зато занимается более интенсивно, упорно и тщательно. 

Следовательно, обучение, образование не лимитиро­вано возрастом, а зависит скорее от тренировки интел­лектуальных способностей в течение всей жизни. Неда­леко от истины утверждение, что тот, кто перестал учить­ся и заниматься самообразованием в 25 лет, собственно говоря, уже интеллектуально состарился. А тот, кто постоянно занимается самообразованием, постоянно учит­ся, остается психически и интеллектуально молодым до глубокой старости.

Информационный бум нескольких последних десяти­летий вынуждает людей, работающих в различных от­раслях, систематически пополнять и совершенствовать свои знания. Обычного среднего, а зачастую и высшего образования в большинстве случаев становится недоста­точно. Следовательно, и в зрелые годы приходится учиться.

А поскольку количество новых явлений, открытий и технологических процессов возрастает, то для сегод­няшней молодежи и людей средних лет становится естественным постоянное самообразование. Следова­тельно, можно с большой вероятностью предположить, что   они   не   прекратят   интеллектуальную   тренировку ни в пожилом возрасте, ни в старости.

Обнадеживает, что возрастает число пожилых людей, которые получают радость и удовлетворение от того, что мо­гут научиться чему-то новому, углубить свои знания. Такое же удовольствие дает им осознание духовных ценностей, для чего не хватало времени в прежней суете жизни.

Ведь образование не должно быть только подготовкой к будущему — оно способствует полноценной жизни и в настоящем. Многие пожилые люди считают самообразо­вание приятной и полезной деятельностью, обогащающей внутренний мир. А это доказывает, что человек  никогда не бывает настолько стар, чтобы не научиться чему-то новому.

Тренировка интетеллекта является лучшнм лекарством продления старения. Из этого следует, что если! человек занимается интеллектуальным трудом, учится в  течение всей жизни, стремится к самосовершенствованию, то позже, в период старения и старости, мозг у неге работает гораздо лучше.

Существует, разумеется, и об­ратная зависимость. Как недостаточное использование физических функций ведет к снижению физических способностей (атрофии), так и недостаточная эксплуатация мозга, недозагрузка мозговых клеток может привести к ухудшению памяти. Результаты исследований показал,что систематическая,  а не механическая  о6щая  сумма!

Умственная работа очень энергоемка. Немногие  знают,  что,  испытывая  психическое  напряжение,  они быстрее, чем прежде, утомляются и после такого рода активности нуждаются в более частом и продолжительном отдыхе и релаксации.

Поэтому пожилому человеку  необходимо несколько раз в течение трудового дня де­лать кратковременные паузы отдыха. Минутная релаксация, небольшая прогулка или пробежка на свежем воздухе  и   снова   заряжена    «психическая   батарейка». Мозг будет лучше снабжаться кровью и не произойдет  перенапряжения.

Tags: , ,

Leave a Reply