You are here: Home > Психология человека > «А нам все равно»… Раздражительность

«А нам все равно»… Раздражительность

Раздражительность. Как часто она сопутствует нам в жизни: в трамвае, на работе, в семье, в общении с близ­кими и посторонними. Как много она приносит неприят­ностей, отравляет жизнь, сокращает ее.

Что же представляет собой это чувство? Когда мы го­ворим о раздражительности, то имеем в виду очень бур­ное реагирование на мелкие, ничтожные раздражители. При этом форма выражения этой реакции выходит за рамки образования, воспитания, привычного поведения и даже характера человека.

Раздражительность не столь безобидна, как иногда ка­жется. Она истощает нервную систему, лишает человека сна, аппетита, уверенности в себе, делает его нетерпи­мым в обществе и самому доставляет массу неприятностей. Ведь раздражительный человек понимает, что ве­дет себя неправильно.

Где же выход? Таким людям обычно советуют «взять себя в руки» (как будто они сами не пытались это сде­лать). Но сдерживание раздражения не избавляет от него, наоборот, ведет к его накоплению, и следующий взрыв может быть еще сильнее. Не оправдывает себя и тактика скандалов. Разрядка, хотя на некоторое время и создает торможение, не снимает раздражительности, а скорее усиливает ее. Создается стереотип раздражитель­ной реакции на любое событие, даже совсем незначитель­ное. Раздражительность становится привычкой и все более прогрессирует.

Исходя из патологической сущности раздражитель­ности, для ее ликвидации следует прибегать к лечебной, а не только воспитательной помощи. Нужно избавиться от раздражительности, а не скрывать ее или давать себе разрядку, создавая конфликтную ситуацию.

Одним из наиболее эффективных средств в борьбе с раздражительностью является психическая саморегуля­ция. Еще Антон Павлович Чехов указывал на необходи­мость выработки правильного отношения к происходящим событиям. Он рекомендовал в случае, если вам выбили глаз, не расстраиваться, а радоваться, ибо могли выбить оба глаза.

Одно и то же событие может оказывать совершенно различное влияние на человека. Так, три ученика получи­ли на уроке по двойке. Один из них почесал затылок и решил, что придется заняться этим предметом серьезно; другой расплакался и заявил, что вообще бросит школу, а третий ухмыльнулся и авторитетно изрек: «Все равно на второй год не оставите, потому что школа борется за успеваемость»,

Формулы для борьбы с раздражительностью следует вводить после отработки общей, успокаивающей части психической саморегуляции. Их текст может быть таким: «Я отдыхаю», «Я совершенно спокоен», «Меня ничто не раздражает», «Я ко всему отношусь спокойно, рассуди­тельно», «Моя нервная система успокоилась», «Теперь я в любой ситуации чувствую себя спокойно».

Зная по предыдущему опыту, какие именно явления вызывают раздражение, нужно внушить себе изменение своего отношения к нему. Например: «Мой муж меня не раздражает», «Мой начальник хороший человек», «Про­изводственный шум мне безразличен». В любой ситуации, которая может вызвать раздражение, можно найти что-то разумное, смешное, поучительное и перевести направле­ние своих мыслей и эмоций в спокойное русло. Постарай­тесь быть выше мелочей.

Промчался какой-нибудь лихач в автомобиле и за­брызгал ваш костюм грязью. Вы, конечно, возмущены, вам неловко перед другими прохожими, которые видели это, да и костюма жаль. И настроение испорчено на весь день. А можно прореагировать на эту ситуацию иначе. Считайте ее просто своей ошибкой, а на ошибках, как известно, учатся. Так улыбнитесь же сами себе. На во­дителя не нужно обижаться, он мог и не заметить лужу. А главное нельзя забывать о своем здоровье. Раз уж про­изошла неприятность, так, по крайней мере, не стоит трав­мировать свою нервную систему. Ведь от того, что вы будете нервничать, одежда не станет чище. Ну, а так как в подобных случаях трудно бывает вспомнить нужную формулу психического самовнушения, то ее можно за­менить, например, песенкой из кинофильма «Бриллиан­товая рука» «А нам все равно». Разучите ее и, как только появится желание вспылить, спойте. И не нужно бояться, что вам вообще все станет «все равно», что вы лишитесь естественных эмоций. Речь идет не о воспитании эмоцио­нальной тупости, безразличия ко всему. В данном случае вы чрезвычайно раздражительны, бурно реагируете на малейшую неприятность. Нужно эмоции направить в про­тивоположную сторону. Когда же добьетесь нормального отношения к переживаемым событиям, нужно менять «репертуар». Теперь он должен быть следующего содер­жания: «Я ко всему отношусь спокойно, уверенно», «Ме­ня ничто не раздражает». Ведь наша цель — ликвида­ция раздражительности, а не развитие безразличия ко всему на свете.

Leave a Reply